Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Этапы внедрения технологии.

1 этап. Анализ проведения занятий с позицией здоровьесбережения.

2 этап. Постановка практических задач по результатам анализа.

3 этап. Изучение методической литературы.

4 этап. Анализ методической литературы. Подбор материала для работы и консультаций.

  1. этап. Внедрение в практику.
  1. Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбережения. (1 этап)

Болезненный, отстающий  в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решение воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Свою работу в этом направлении я начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения.

Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.

Сентябрь 2012 

Параметры

Результатыанализа

  1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

 

Соответствуетнормам

  1. Продолжительность музыкальных занятий.

Соответствует

возрасту.

  1. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребёнка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут ( в зависимости от возраста детей)

Количество видов деятельности на муз.занятиях: 

3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз.ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество-песенно-танцевальное, игры драматизации).

Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамическиевидыдеятельностичередуются.

  1. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

В процессе слушания и пения проводятся различные разминки, физкультминутки.(0,5 – 2 мин; 2-3 раза за все занятие)

  1. Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярнопроводятся.

  1. Психологический климат на занятии.

В основном, занятия проходят в спокойной обстановке.

  1. Темп и особенности начала и окончания занятия.

На занятия дети приходят в разном настроение. Иногда сложно начать с ними работу. К концузанятиядетимогутуставать.

  1. Постановка практических задач по результатам анализа (2 этап).

После занятий я пришла к выводу, что надо:

  • Систематизировать проведения физкультминуток на занятии(во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
  • В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • Систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр – драматизаций.

В своей работе с детьми я, началаиспользовать следующие виды оздоровления:

  • Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетание со словом и музыкой);
  • Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
  • Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально – личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
  • Ритмопластика.

Для более глубокого изучения и систематизации знаний по теме применения здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии я обратилась к методической литературе.

  1. Изучение методической литературы (3 этап)

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: ( Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всём на свете».

О.Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.)  

В.А. Кныш, И.И.Комар, Е.Б. Лобан, Ю.В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Умные пальчики»

  1. Анализ методической литературы ( 4 этап)

Логоритмика.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребёнка включает 8-10 слов то в три года – до 1 тыс.слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребёнка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средство общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребёнок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что  музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включаю пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащает словарь детей.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальном занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

Логоритмические игры способствуют создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребёнка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен.

Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.      

Пальчиковая гимнастика.

Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжение всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать…Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнение по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» - знакомую дошкольникам – «Рукавчика», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

  • Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  • Совершенствует внимание и память;
  • Формирует ассоциативно-образное мышление;
  • Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Психогимнастика.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот «контроль» и как он «работает»в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.

Снятие эмоционального напряжения.

  • Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
  • Коррекция настроения и отдельных черт характера.
  • Обучение ауторелаксации.

Прежде всего, такие занятия показаны детям чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нервозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической  работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслабление.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки, выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное действие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной  моторики:

  • Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
  • Выработку контроля  за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20минут до еды 1час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Ритмопластика.

Музыкально – ритмические  движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные  способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные  цели, например, акцентировать  внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях,- психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические  движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у детей постарше.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех занятия. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки:

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

Небольшой по объему (то 1,5минут для младших до, 3-4-х минут для старших). Умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших. 2-х или 3-частной (каждая часть музыки - контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей; музыкальный образ; характер, настроение музыкального произведения должны быть поняты детям(например, музыка изобразительного характера – «дождик»,»ветер качает листики»,»зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой- для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (весёлые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений в ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей  ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа(например, для младших – мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших – герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.); разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лёжа, на четвереньках, на коленках и пр. 

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения и др.

  1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику (5 этап)
    1. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий.
  • Для решения первой задачи – систематизировать проведения физкультминуток на занятии ( во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки), - я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику помогают сделать разминку перед пением..Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5 – 2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь своё внимание от слушания, разучивания и т.д.
  • Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад(взбодрить, успокоить),
  • Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр-драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.

Организация работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.
    1. Работа с детьми.
      1. Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
  1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
  2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические движения, логоритмические упражнения.
  3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка – пальчиковая или жестовая игра – 1 упр.
  4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра – 1 упр.
  5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
  6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика ).
  7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
  8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию. 

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультации, собраний на темы здоровьесбережения ребёнка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребёнком вне ДОУ в папках-передвижках.

Совместнаяработа педагогов ДОУ.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, проведения мастер-класса для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

  1. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий (6 этап).
  • Сделала подборку пальчиковых игр для каждого возраста.
  • Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста применению психогимнастических упражнений.
  • Сделала подборку психогимнастических упражнений для каждого возраста.
  • Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по логоритмике. Сделала логоритмических упражнений  для каждого возраста.
  • Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по ритмопластике. Сделала подборку упражнений по ритмопластике. Сделала подборку упражнений по ритмопластике для каждого возраста.
  • Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по дыхательной и артикуляционной гимнастике. Сделала подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике для каждого возраста.
  • Провожу занятия, развлечения с здоровьесберегающих технологий.
  • Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  • Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  • Делюсь опытом с другими педагогами.
  • Провожу анализ занятий с позиций здоровьесбережения.